Важная информация для начинающих водителей

Автомобильная дорога и происходящие на ней процессы представляют собой сложную композицию случайных явлений, изменяющихся в пространстве и во времени. Положение дорожных объектов заранее неизвестно водителю, и для того, чтобы их увидеть, он должен своевременно провести ПОИСК и ОБНАРУЖЕНИЕ (типичная зрительная задача водителя). Значит, визуальный поиск дорожных объектов представляет собой вероятностный процесс? И да, и нет. То есть существуют определенные алгоритмы наблюдения. Владение этим алгоритмом как раз обеспечивает снижение либо устранение неопре-деленности в оценке дорожной обстановки. Как научить правильно наблюдать? Прежде всего следует познакомить учащихся с основными терминами и определениями, относящимися к теме.

 

ВИДИМОСТЬ - определяет возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды.

ОБЗОРНОСТЬ - определяет предельные зоны (поля) геометрической видимости с рабочего места водителя и зависит от линейных размеров окон, кузова, стек-лоочистителей, зеркал заднего вида, а также от конст-рукций приборов обогрева стекол и от расположения водителя относительно этих систем и приборов. 

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ - способность различать детали предметов даже на значительном удалении их от глаз. Наилучшую остроту зрения обеспечивает центральное зрение в конусе 12-14 градусов. Предметы за пределами 14 градусов видны без ясных деталей и цвета. Острота зрения к периферии снижается в четыре раза.

ГЛУБИННОЕ ЗРЕНИЕ - свойство различать рас-стояния до различных объектов и между объектами.

ПОЛЕ ЗРЕНИЯ - видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке. Величина поля зрения неодинакова у разных людей.

БИНОКУЛЯРНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (зрения двумя глазами) составляет 120-130 градусов и практически охватывает все пространство перед автомобилем.

АДАПТАЦИЯ - изменение чувствительности зрения по мере изменения яркости фона.

А теперь обратимся к алгоритму наблюдения. Дело это серьезное, требует внимания и собранности. Многие водители даже не задумываются о том, правильно ли они пользуются своим зрением, можно ли улучшить свои навыки и научиться наблюдать за дорогой. Между тем рациональные приемы наблюдения дают возможность значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем, делают движение комфортным и безопасным.

Прежде всего водителю необходимо выбрать ориентир. На многих дорогах есть горизонтальная разметка, обозначающая границы полос движения. Разметка и будет служить ориентиром, так как движение должно осуществляться строго по обозначенным полосам. При движении водитель не должен упускать из виду свой ориентир, но постоянно фиксировать на нем взгляд не следует. Необходимо помнить, что имеется три зоны наблюдения: дальняя, средняя и ближняя.

Начинать осмотр следует с дальней зоны, которая находится на расстоянии 30-120 с. Получив пред-варительную информацию обо всех особенностях об-становки на дороге, водитель может осознанно повысить внимание по мере приближения к наиболее сложным для движения участкам. Эту зону вполне можно назвать стратегической зоной осмотра.

Далее взгляд переводится в среднюю зону или по-другому тактическую зону обзора. Наблюдение в этой зоне позволит своевременно увидеть опасность и подготовиться к объезду препятствия, проезду крутого поворота и т.д. Эта зона находится в 12-15 с.

Ближняя зона наблюдения по праву называется зоной действия. Когда водитель находится на расстоянии 4-6 с от объекта, представляющего опасность для дальнейшего движения, у него уже нет времени на оценку воспринимаемой информации. В этой ситуации требуются незамедлительные действия.

Во время движения взгляд должен быть подвижным. Каждый эксперт по безопасности движения подтвердит, что развитие навыка движения глаз является необходимым условием безопасности.

Чтобы иметь четкое представление об обстановке на дороге в целом, следует пользоваться зеркалами заднего вида. Если в автомобиле они правильно отрегулированы, потребуется совсем немного времени, чтобы оценить обстановку сзади. Это рекомендуется делать каждые 6-8 с. Но прежде чем на короткое время оторвать взгляд от дороги, необходимо убедиться, что для этого выбран удачный момент и не будет проблем впереди.

Мы уже знаем, что зрение человека устроено так, что невозможно с одного взгляда оценить всю обстановку. Восприятие начинается с беглого осмотра. При этом о каждом объекте водитель получает некоторую информацию. Далее взгляд фиксирует объекты, которые выделяются на фоне окружающей обстановки. Наиболее распространенная ошибка начинающих водителей при наблюдении за дорогой - это длительная концентрация внимания на объектах, не представляющих особой опасности. Разглядывая второстепенные объекты, водитель рискует наехать на другого участника движения, которого просто не успеет заметить.

Чтобы избежать подобных ошибок, следует ис-пользовать центральное зрение только для оценки важных с точки зрения безопасности движения объектов. Поэтому необходимо учить начинающего водителя находить те объекты, которые могут повлиять на выбранный курс движения автомобиля и стать причиной критических ситуаций или дорожных происшествий.

Выделим три основные категории подобных объектов:

объекты, угрожающие безопасности движения. Это неподвижные препятствия (стоящие на проезжей части автомобили, предметы на дороге), движущиеся препятствия (пешеходы, автомобили, велосипедисты, животные), препятствия, закрывающие обзор (холмы, строения, деревья);

объекты информационного характера. Это до-рожные знаки, разметка, сигналы светофора и регу-лировщика;

объекты, не представляющие опасности для движения автомобиля. Это реклама, столбы, движущиеся по тротуарам пешеходы и т.п.

Правильные зрительные навыки совершенно необ-ходимы водителю в условиях постоянного дефицита времени и меняющейся обстановки. Значит, ему надо точно знать, куда и как смотреть, какую информацию считать главной, какую - второстепенной. Многое зависит от опыта, уровня подготовки водителя, его эмоци-онального и физического состояния в данный момент.

«ОТ ГЛАЗ» и «ОТ ГОЛОВЫ»

Если вы никогда не гордились своими организа-торскими способностями, у вас есть шанс узнать о себе что-то новенькое.

После того как внешний стимул воздействует на органы чувств, которые преобразуют его в нервный импульс, нужно, чтобы еще мозг довел его до нашего сознания. Видели мы «ЭТО» или что-нибудь подобное раньше? Каков КОНТЕКСТ? Это мяч, апельсин или луна? Поняв, что это за предмет, необходимо понять, что с ним делать.

Наш мозг обладает потрясающими способностями автоматически сортировать объекты по размеру, пропорциям, цвету, расстоянию, множеству других категорий. Не один раз в течение дня он решает го-ловоломки, используя частичные признаки для иден-тификации предметов. Существуют две стратегии восприятия и опознания предметов:

«ВОСХОДЯЩАЯ» - от глаз;

«НИСХОДЯЩАЯ» - от головы.

Обработка информации «от глаз» направляется теми данными, которые доставляют наши органы чувств. Мозг обрабатывает непосредственные ощущения, постепенно интерпретируя их. Таким образом, мы отталкиваемся от окружающей среды: наши глаза видят цвет, форму и другие визуальные признаки предметов, на основе которых мозг пытается построить целостный образ.

Интересно, что человек склонен смотреть на мир «в целом», не сразу выявляя в нем детали. Это происходит потому, что, как уже было сказано, у мозга есть установка на восприятие всего объекта целиком. Например, вы поймете, что неясные очертания впереди вас - это фигура человека, еще до того, как рассмотрите цвет его глаз или волос или определите его пол.

Конечно, мозг полагается не только на непосредст-венно воспринимаемую информацию. Чтобы составить адекватную картину мира, используется прошлый опыт, знания, ожидания, память, учитывается мотивация и культурный контекст. Такой анализ информации условно называют обработкой «от головы» или НИСХОДЯЩЕЙ СТРАТЕГИЕЙ. Мозг сравнивает то, что вы видите, слышите или нюхаете прямо сейчас, с тем, что вы знаете, ожидаете, помните о подобных объектах.

Сам факт взаимодействия между двумя способами обработки информации - «восходящим» и «нисходящим» (вспомним, кстати, художника и ученого) - говорит о том, что человеческое восприятие никогда не бывает полностью объективным. А так как опыт каждого человека УНИКАЛЕН, вполне справедливо утверждение, что ДВОЕ НИКОГДА НЕ СМОГУТ УВИДЕТЬ ОДНО И ТО ЖЕ.

Восходящий и нисходящий анализ протекают од-новременно. В идеальном случае между ними уста-навливается нужный баланс.

Вы познакомились с некоторыми принципами восприятия человеком окружающего мира. Надеемся, вы сможете полезно применить эти знания в своей педагогической практике, что поможет начинающим водителям более углубленно понимать сложнейшие механизмы общения с окружающей средой и другими участниками дорожного движения.

© 2014 Автошкола «Класс А.В.С.» в Екатеринбурге
Телефоны: (343) 268-98-30, 201-42-13
поддержка сайта — Станислав (Слава) Бергер
http://SBinfo.ru/